Лето еще не закончилось и многие любители солнца стараются запрыгнуть в последний вагон, чтобы запастись витамином Д либо красивым загаром. Бегут на пляж, выбирают местечко под прямыми солнечными лучами, ждут часик-второй стадии “красный помидор” и считают, что теперь витамина Д хватит до следующего года…. А не тут-то было… Солнечные лучи не так безопасны, как оказалось. Именно их можно обвинить в фотостарении и меланоме.
Солнце щедро одаривает нас волнами разной длины, в том числе ультрофиолетом. Солнечный свет состоит из 3 типов лучей – ультрафиолетовые лучи типа А, В и С:
Самые опасные — UVC, не достигают Земли, спасибо им за это. UVB частично тоже поглощаются озоновым слоем, но и до нас доходят — это они виновники “сметанных вечеринок” на нашей спине, когда переборщили с загаром и обожгли кожу так, что спать можно только стоя. UVA — эти лучи глубже всех проникают в кожу, именно их можно обвинить в фотостарении и онкологии.
Сейчас рассмотрим, что же происходит с ДНК из-за УФ-лучей?
Вот ДНК, и если её раскрутить, она похожа на лестницу, а перекладины — это азотистые основания.
Существует всего 4 вида азотистых оснований: Аденин (А), Гуанин (G), Цитозин (С), Тимин (Т). И соединяются они всегда одинаково: Г с Ц, а А с Т. Только так и никак иначе. Но когда начинает воздействовать УФ на наше ДНК, то тимин, вместо того чтобы привычно соединиться с аденином, соединяется с другим тимином. Такие тиминовые сшивки — ненормальны, и ДНК запускает процесс репарации — расшивает эту незаконную связь тимина с тимином. Но может так случиться, что повреждения слишком велики, и тогда клетка может запустить процесс саморазрушения (программируемой клеточной смерти), чтобы предотвратить потенциальное развитие рака.
Иммунной системе всё равно, из-за чего эта заварушка, она реагирует на повреждение одинаково — бахнет воспалением, которое мы видим как покраснение и солнечный ожог. Т.е. есть клетка, в клетке ДНК, в ДНК перекладины, которые собираются всегда одинаково и правильно, но приходит УФ, наводит суету, ДНК пытается это всё разрулить мирным путём, но если мутаций слишком много, то проще этих убить — новых создать.
И на эти погребальные мероприятия иммунитет отправляет ОЖОГ.
Теперь углубимся в коллагеновые дела и фотостарение.
Под воздействием УФ-излучения кожа теряет свою естественную способность к восстановлению и начинает проявлять признаки старения, такие как морщины, потеря упругости, пигментация и другие несовершенства.
Итак, обратим внимание на фото. Это не картинка до/после, не фотошоп… Это фото водителя, который 28 лет управлял фурой и на которого воздействовало солнце с одной стороны (ясное дело с какой)…
Стекло было закрыто, кондиционер работал. Вот только ультрафиолет прекрасно проникает сквозь него и вызывает повреждения кожи и фотостарение.
Мы все знаем, что основной и очень важный белок кожи – коллаген. Он определяет эластичность, упругость и молодость нашей кожи. УФ-лучи напрямую не разрушают волокна коллагена. Но они (а именно, УФА-лучи), проникая в кожу, активируют рецепторы, которые вырабатывают металлопротеиназу. У этих энзимов только одна цель и одна работа – разрушать коллаген. И они выполняют ее на отлично! Причем для всего этого требуется не так уж много УФА-лучей. Так что, еще не обгорев и не покраснев, просто подставляя свою кожу солнцу, вы уже запускаете механизм разрушения коллагена в собственной коже, а значит – потери упругости, плотности, изменения структуры кожи.
Нам достаточно вот этих генетических приключений, чтобы уже созрело желание как-то защитить себя от губительного ультрафиолета.
Подведем итог:
-Ничто из этого не норма, не закаляет и не полезно.
-Сащищайте кожу SPF-кремом. Не уверены в SPF-креме? Носите закрытую одежду, шляпу с широкими полями. Поверьте, лучше так, чем ничего.
Берегите себя и будьте здоровы!