Последствия самой крупной за всю историю мирного атома техногенной катастрофы специалисты всего мира устраняют до сих пор. Тем не менее, масштабы аварии могли быть значительно хуже, если бы не мужество и самопожертвование сотен тысяч ликвидаторов.
Рискуя собственным здоровьем, а иногда и жизнью, они выполняли свой долг и защищали человечество от распространения радиации.
При ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, произошедшей 38 лет назад, работали военные и гражданские специалисты со всего Советского Союза, получившие в последствии статус ликвидаторов Чернобыльской аварии.
В учреждении здравоохранения «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи города Гродно» работают шесть сотрудников – те, кто не остался в стороне в то непростое время. Своими воспоминаниями о событиях тех лет поделился заведующий операционным отделением Клименко Николай Федорович.
“Родился я в дереве Корчовое Хойникского района Гомельской области. Этот район больше других пострадал в результате аварии на ЧАЭС. 29 июня 1986 года я демобилизовался из рядов советской армии и остался на родине оказывать помощь после жуткой аварии “, — рассказывает Николай Федорович.
– С 1 сентября 1986 года устроился на работу в Хойникскую ЦРБ водителем. Приходилось вывозить из зоны радиоактивного загрязнения медицинское оборудование, документацию, возить врачей на профосмотры. Местами по дороге показания фона радиации на дозиметре зашкаливали до треска, а потом плавно шли на убывание. В «загрязненные» районы также приезжали автобусы с врачами-педиатрами для осмотра детей и взятия анализов. Так я проработал до июня 1987 года.
– С ноября 1988 года продолжил работу водителя в управлении сельского хозяйства Хойникского района. Приходилось ездить в зоны отчуждения и возить комиссии, которые тогда приезжали из всего Советского Союза. По дороге наблюдал опустевшие деревни: дома, которые пришлось оставить людям, забрав с собой только самое ценное и необходимое. Картина жуткая…
– Но, время шло и, спустя два с половиной года после аварии на ЧАЭС, я задумался о том, кем же я буду и где хочу учиться. Так, 30 ноября 1988 года, я поступил на подготовительное отделение Гомельского государственного института. После чего, успешно сдав экзамены, через год уже являлся студентом Гродненского государственного медицинского института.
– Осознав, как важна помощь каждого в таких страшных ситуациях, как пострадавшие нуждаются в помощи медиков, и как ценно слово «Помощь», каждые каникулы с 1992 по 1995 годы я работал медбратом в Хойникской ЦРБ.
– В 1992 году мне вручили удостоверение ликвидатора по 19 статье: льготы гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986–1987 годах.
– Я горжусь тем, что внес пусть и не самый большой, но ценный вклад в ту огромную и слаженную работу по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
И наше учреждение гордится тем, что у нас работают такие сотрудники. Ведь на плечах медиков лежит огромная ответственность за человеческие жизни в самых сложных условиях и непростых ситуациях.
Мы выражаем слова благодарности всем ликвидаторам за их мужество и героизм, желаем крепкого здоровья, жизненной энергии, семейного уюта, счастья, мира и добра!