Еще встречается ни мало людей, которые утверждают: выпить в праздник можно. Это, дескать, ничем не грозит. Никто водкой не травиться. Выпивший не алкоголик. Алкоголиками они же считают людей опустившихся, потерявших профессию, семью, пропивающих вещи, ведущих омерзительный, скотский образ жизни. Но ведь это же и есть финал того самого начала: самых первых рюмок за праздничным столом. Где же начало беды, где пьянство, а где болезнь?
Вполне понятно, что алкоголизмом нельзя заболеть внезапно. Человек не может лечь спать здоровым, а проснуться уже больным алкоголизмом. В этом-то и заключается коварство «зеленого змия» — он незаметно для пьющего и окружающих опутывает ум и волю человека, а, опутав – держит крепко. Медицинская наука утверждает, что в результате пьянства может развиться алкоголизм – психическое заболевание, имеющее вполне определенную клиническую картину и течение.
У выпившего рано или поздно появляется постоянное влечение к спиртному. Любая причина, любой повод используется им для принятий очередной порции хмельного. Иногда такой человек хорошо осознает опасный характер своего пристрастия, даже пытается бороться с ним, дает себе зарок не поддаваться пагубному желанию, но ослабленная алкоголем воля не может уже удерживать его от соблазна. Так незаметно, исподволь возникает внутренняя психологическая зависимость человека от спиртного. Это и есть начало, самые первые признаки уже появившейся и начавшей развиваться болезни. Затем также постепенно формируется определенная устойчивость к спиртному. Человек может выпить все больше и больше, подчас даже гордится этим.
Кому не приходилось видеть пьяного человека? Опьяневший становится развязным, усиленно жестикулирует, перестает контролировать свое поведение. У пьяного нарушается координация движений, он теряет равновесие, может упасть.
Все больше и больше разрушается психика. Каждая выпитая рюмка усугубляет положение, человек становиться крайне неприятным в обществе. Однако ни он, ни многие из окружающих еще не принимают его за алкоголика… А процесс развития заболевания продолжается – сам по себе он не остановится. В пору бы начать лечение… К сожалению, родственники и окружающие об этом еще не думают, а сам больной ни сейчас, ни потом алкоголиком себя не считает.
В дальнейшем, если не начато лечение и человек продолжает употреблять алкоголь, может измениться и характер опьянения. Раньше охмелевший был весел, теперь он становиться мрачным, злобным, придирчивым, злобным, придирчивым или подозрительным, подчас агрессивным. Об этой стадии заболевания французские психиатры говорят, что «вино веселое переходит в вино печальное и злое». В этом периоде характерны «провалы» памяти при опьянении. Назавтра человек не помнит, как он расставался с друзьями или как добрался домой. Может не помнить некоторых своих действий или вспоминает их отрывочно. В последующие дни человек с трудом заставляет себя работать. Постепенно сужается круг его интересов, снижается работоспособность, появляется
раздражительность в отношении близких. На работе он старается сдерживаться и даже может считаться (так бывает!) хорошим специалистом. Вместе с тем нарастающая тяга к спиртному принимает непреодолимый характер. Больной начинает пить, не считаясь с материальным положением семьи, ни со служебными обязанностями. Может выпивать по несколько раз в день. После очередной выпивки человек просыпается разбитым, настроение подавленное, внутри все ноет и дрожит, руки трясутся. Эти неприятные ощущения немного смягчаются на первых порах после приема небольшой порции алкоголя, к чему и прибегает больной. Это симптом похмелья. Дрожание рук с течением времени у больного усиливается и мешает выполнению работ, требующих четкой координации движений (часовщик, сборщик тонких механизмов). Такие люди несколько раз в день похмеляются. Трудоспособность их падает, они утрачивают чувство ответственности, срывают производственный план, у них учащаются прогулы. Большие трудности с таким человеком в семье, нелегко и окружающим. Личность деградирует. Остро встает вопрос о лечении, чаще принудительном.
Хроническая алкогольная интоксикация параллельно с психической деградацией приводят к болезненным изменениям всех органов и систем организма. Некоторые изменения столь характерны, что нашли отражение в специальной медицинской терминологии: «печень алкоголика», «сердце алкоголика» и т.д. Алкоголизм – это не только позор, деградация личности. Это исковерканные судьбы будущих детей.
Дети алкоголиков рождаются с серьезными дефектами, ослабленным здоровьем, часто умственно отсталыми. Дети расплачиваются за родительские пороки. Только трезвый образ жизни способствует творческому, созидательному труду, доброму здоровью, счастливой жизни нынешних и будущих поколений.
Подготовил: Заведующий токсикологическим отделением Апанович Юрий Николаевич