Здравоохранение всегда было и остается приоритетом белорусского государства. Беларусь является лидером по обеспеченности квалифицированными медицинскими кадрами: на тысячу населения страны приходится более 5 врачей, что больше, чем в таких ведущих странах Европы, как Франция, Германия, Австрия.
Основным приоритетом государства остается охрана здоровья матери и ребенка. Согласно ежегодно издаваемому ПРООН докладу о человеческом развитии «Работа по развитию человеческого потенциала» Беларусь относится к 41 из 176 государств, которые обеспечивают 100-процентное принятие родов квалифицированным медицинским персоналом и опережает по этому показателю ряд развитых стран – Австралию, Австрию, Венгрию, Германию, Данию, Новую Зеландию, Норвегию, США, Францию, Эстонию. В мире этот показатель составляет 71 %.
Основным приоритетом государства с момента независимости остается охрана здоровья матери и ребенка. В республике сформирована четырехуровневая система оказания перинатальной помощи, создана служба охраны здоровья матери и ребенка, медико-генетического консультирования. Беларусь входит в число 50 лучших стран мира по ведению беременности, организации родов квалифицированным медицинским персоналом. 100% родовспоможений проходит в условиях стационара. Показатели младенческой, материнской и детской смертности соответствуют уровню развитых стран мира. Усилена координирующая роль Минздрава по решению вопросов профилактики неинфекционных заболеваний, воспитанию у населения мотивации на здоровый образ жизни.
В белорусских перинатальных центрах выхаживают новорожденных с массой, едва превышающей 500 граммов.
Система перинатальной помощи и высокие технологии стали визитной карточкой здравоохранения республики – белорусскими специалистами обучаются как наши ближайшие соседи – коллегии из регионов России, других стран СНГ – Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Таджикистана, Туркменистана, так и специалисты из дальнего зарубежья.
Миссия ООН/ПРООН в 2013 г. констатировала достижение Беларусью Целей тысячелетия по сокращению детской смертности, улучшению охраны материнства, борьбе с ВИЧ/СПИДом, малярией и туберкулезом.
Всего в течение 2011-2015 гг. введено в эксплуатацию в организациях здравоохранения более 130 объектов, расходы на строительство и реконструкцию которых составили более 6 трлн. рублей (или 634 млн. долл. США).
Знаковым событием стало открытие в октябре 2015 года новых диагностических подразделений (молекулярно-генетической лаборатории канцерогенеза и центра позитронно-эмиссионной томографии) в РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова. Введение в строй этих объектов выводит диагностику опухолей, мониторинг и индивидуализацию химиотерапии злокачественных новообразований на качественно новый, экономически обоснованный уровень; позволяет организовать на их базе проведение самых современных фундаментальных и прикладных научных исследований; обеспечивает персонификацию лечебной стратегии.
С участием Главы государства в конце декабря 2015 года был введен в эксплуатацию новый родильные дом на шесть тысяч родов в год в 5-ой ГКБ г. Минска.
Повсеместно наращиваются объемы высокотехнологичной медицинской помощи. Сложные операции стали обычной практикой не только в столице, но и в регионах. Среди них кардиохирургические вмешательства, эндопротезирование суставов, трансплантация органов и тканей. За 10 лет в стране выполнено более 45 тыс. операций по протезированию крупных суставов, более 80 тыс. кардиохирургических вмешательств, 2217 трансплантаций органов и тканей. По количеству трансплантаций (на 1 млн. населения) Беларусь занимает 1-е место среди стран СНГ, опыт белорусских врачей перенимают коллеги из Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Грузии, Таджикистана, Российской Федерации.
Белорусские медики выполняют трансплантации почек, костного мозга, печени, сердца, проводят пересадку стволовых клеток человека и тканей — роговицы, кожи, костной ткани. По оценке экспертов Всемирной организации здравоохранения, выполнение подобных операций характеризует выход специализированной медицинской помощи в стране на высокий мировой уровень.
За период с 1994 по 2015 гг. в республике разработано свыше 7 000 новых методов лечения и диагностики, большинство из которых внедрено в практику здравоохранения или образовательный процесс.
Сегодня обеспечена положительная динамика медико-демографических процессов: снизились показатели общей смертности населения, смертности в трудоспособном возрасте, детской смертности.
Показатель общей смертности населения c 1994 года оставался достаточно высоким и колебался с 10,8 до 14,9 на 1000 населения. С 2010 года отмечается снижение смертности с 14,4 на 1000 населения до 12,6 на 1000 человек в 2015 года. Естественная убыль населения сократилась с -2,8 на 1000 населения в 2011 году, до -0,1 на 1000 населения в 2015 году.
По итогам 2015 г. практически удалось сомкнуть демографические «ножницы».
Развитие отечественной медицины позволило не только сократить число белорусских граждан, отправляющихся на лечение за рубеж, но и предоставлять высокотехнологичные медицинские и реабилитационные услуги на экспорт. Если в 2010 г. экспорт медицинских услуг в денежном выражении составлял чуть более 8,9 млн. долларов, то за 2015 г. эта сумма увеличилась более чем в 3,5 раза и достигла 33,2 млн. долларов. Медицинская помощь была оказана иностранным гражданам более чем из 100 стран.
Количество иностранных граждан обратившихся в государственные организации здравоохранения системы Министерства здравоохранения за оказанием медицинской помощи постоянно растет. Медицинская помощь оказана гражданам из 122 стран: Азербайджана, Российской Федерации, Казахстана, Украины, Грузии, Израиля, Ливии, Китая, Армении, США, Туркменистана, Узбекистана, Японии, Германии и др.
За последние годы в Беларуси проведена полная модернизация всех звеньев системы здравоохранения — от фельдшерско-акушерских пунктов до областных больниц и современных медицинских центров. Завершено формирование республиканских научно-практических центров, в которых обеспечена тесная связь науки и практики, позволившая внедрить новые технологии профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. В настоящее время в стране действуют 17 таких учреждений, охватывающих все области медицины — от акушерства и гинекологии до трансплантологии.
На протяжении ряда лет удельный вес государственных расходов на здравоохранение к ВВП сохранялся на уровне 4 % (по системе Министерства здравоохранения Республики Беларусь), в целом на уровне 5,7%, что соответствует пороговому значению индикатора социальной безопасности республики, предусмотренного Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь.
Выполнение социальных стандартов в области здравоохранения – а это обеспеченность врачами первичного звено, стационарными койками, бригадами скорой медицинской помощи, аптеками — свидетельствует о доступности медицинской помощи населению и создании условий для реализации конституционного права граждан Беларуси на охрану здоровья.
В настоящее время мы работаем над изменениями социальных стандартов – прежде всего исключения обеспеченности аптеками, норматив перевыполнен в 3 раза. Изменение норматива по обеспеченности койками – используемые технологии в оказании медицинской помощи позволяют снизить обеспеченность коечным фондом с разделением коек для краткосрочного пребывания в целом по стране до уровня г. Минска – 6-7 коек.
За прошедшую пятилетку осуществлялась реализация ряда государственных программ, в т.ч. заказчиком-координатором пяти из которых является Минздрав, с общим объемом финансирования на 5 лет 1 477,4 млрд. рублей. В рамках программ проведено и проводится переоснащение современным оборудованием организации здравоохранения всех уровней.
Получила приоритетное развитие первичная медицинская помощь, доля ее финансирования увеличена до 40%, внедрена должность помощника врача, улучшена работа регистратур. Во всех областях страны созданы больницы (центры) медицинской реабилитации. Совершенствование и разработка новых технологий, имеющих целью восстановление здоровья и трудоспособности больных, внедрение их на всех этапах оказания медицинской помощи позволили реабилитационной службе выйти на новый уровень работы.
Улучшение работы амбулаторно-поликлинического звена – приоритетная задача нашего здравоохранения на ближайшие годы. Планируется, что к 2020 году амбулаторная сеть будет полностью работать по принципу врача общей практики.
В стране обеспечивается санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. В соответствии с Национальным календарем прививок проводится иммунизация населения.
Уровень охвата профилактическими прививками достиг 97-98%, в результате чего инфекционная заболеваемость снизилась (дифтерией в 20 раз, эпидемическим паротитом в 120 раз, вирусным гепатитом в 26 раз).
Охват профилактическими прививками против туберкулеза в республике (98,4%) превышает рекомендуемый ВОЗ показатель, в связи с чем на протяжении последних 10 лет отмечается снижение заболеваемости туберкулезом в среднем на 0,7% ежегодно.
Укреплена ресурсная база здравоохранения и в первую очередь, ее кадровый потенциал.
Показатель обеспеченности практикующими врачами на 10 тыс. населения в Республике Беларусь составил в 2015 г. – 38,5, что сравнимо с аналогичным показателем в странах СНГ (37,2), но несколько выше, чем в странах ЕС (34,6), Латвии (31,3).
Показатель обеспеченности медицинскими сестрами в Республике Беларусь за 2015 г. составил 82,5 медицинских сестер на 10 тыс. населения, что значительно выше аналогичного показателя в странах СНГ (84,3), Украины (75,2), Казахстана (80,5).
Средняя продолжительность пребывания в стационаре в 2015 г. в Республике Беларусь составила 10,7дня, что сопоставимо со значением данного показателя стран СНГ (11,4 дня), но несколько превышает данный показатель в странах ЕС (9,1 дня).
Число посещений к врачам в Республике Беларусь (исключая помощь, оказанную бригадами скорой медицинской помощи и стоматологическую помощь) в течение последних трех лет держится на одном уровне и составляет 11,6 на 1 жителя. В России данный показатель составляет 9,5 на 1 жителя.
Продолжаются информатизация амбулаторно-поликлинических организаций, скорой медицинской помощи и внедрение автоматизированных информационных систем. В практике работы организаций здравоохранения активно используется система телемедицинского консультирования цитологических, КТ- и ЭКГ-исследований.
Фармацевтическая промышленность Республики Беларусь представляет собой 31 предприятий различных форм собственности и ведомственной принадлежности.
В стране сформирован сбалансированный фармацевтический рынок, включающий в себя более 3000 аптек всех форм собственности, из которых 56 % государственные. Поставленная Главой государства задача по увеличению доли отечественных лекарственных средств до конца 2015 г. в их общем объеме до 50% выполнена и составила 52,6%.
Всего в Республике Беларусь зарегистрировано более 6 тысяч лекарственных средств, из них 25% белорусского производства.
Разработка и выпуск оригинальных лекарственных средств длительный и дорогостоящий процесс, но при этом следует отметить, что в Республике Беларусь за 2012-2015 годы разработано 537 наименования лекарственных средств и фармацевтических субстанций. В первом квартале 2016 года отечественными производителями зарегистрировано 33 наименования лекарственных средств. Всего в 2016 году планируется зарегистрировать 150 наименований как новых лекарственных средств, так и генерических. Генерические лекарственные средства соответствуют стандартам качества, эффективности и безопасности и проходят проверку на соответствие и взаимозаменяемость оригинальным лекарственным средствам.
Производимые в Республике Беларусь лекарственные средства не уступают оригинальным препаратам, соответствуют всем необходимым стандартам и требованиям, но при этом отличаются более доступной ценой. Более 70 процентов в объеме производства белорусских лекарственных средств в упаковках занимают социально-значимые недорогие лекарственные средства со стоимостью до 1 долл. США
Приобретая лекарства белорусского производства, граждане нашей страны могут быть уверены в том, что они изготовлены из высококачественных компонентов, в точном соответствии с рецептурными требованиями и проверены в ходе клинических испытаний. В нашей стране создана и эффективно функционирует многоуровневая система контроля качества лекарственных средств.
Все субстанции закупаются на конкурсной основе у ведущих мировых производителей, у которых осуществляют закупку сырья мировые лидеры по производству лекарственных средств. Поставка субстанций возможна только при полном ее соответствии требованиям нормативной документации.
Действующая система контроля позволяет предупреждать выпуск некачественной продукции, а также эффективно выявлять и устранять с рынка недоброкачественные лекарственные средства.
Более трети произведенных в республике лекарственных средств поставляется на экспорт в 29 стран мира, в страны ЕАЭС поставляется порядка 85 %. В настоящее время фармацевтические организации Республики Беларусь освоили такие перспективные рынки сбыта, как страны СНГ, Европы, Центральной и Юго-Восточной Азии, Африки. На внешних рынках белорусские производители имеют более 1,9 тысяч регистрационных удостоверений на лекарственные средства и БАД.
На 4-м Всебелорусском народном собрании Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подчеркнул: «Здоровый образ жизни плюс развитая отечественная медицина, безопасные условия жизни в совокупности будут способствовать формированию здоровой нации, а желательно еще и нации долгожителей». В 2015 г. средняя продолжительность жизни в стране составила 73,9 года, в чем белорусы опередили ближайших соседей.
По эффективности систем здравоохранения, согласно рейтинга — 2015 Агентства Блумберг, Беларусь заняла 47-е место, опередив такие страны, как США (50), Россия (54).
Согласно данным доклада ПРООН «Работа по развитию человеческого потенциала» Беларусь по индексу человеческого развития поднялась на три позиции и занимает в мировом ежегодном рейтинге 50 место. Вместе с Россией Беларусь возглавляет группу стран с высоким уровнем человеческого развития.
По доступу населения к медицинским услугам Беларусь занимает лидирующие позиции в мире (делит 1-е место с Брунеем и Канадой).
Всего за годы независимости в Беларуси разработано свыше 7 тыс. новых методов лечения и диагностики.
В Беларуси зарегистрировано 1484 тыс. наименований лекарственных средств отечественного производства.
Сегодня здравоохранение Республики Беларусь – четко выстроенная система от ФАПов до РНПЦ и высших учреждений медицинского образования, работающая на основании единых стандартов, протоколов.
В сравнении со странами Европейского союза и СНГ у нас самая высокая обеспеченность врачами и стационарными койками.
Динамичное развитие здравоохранения в 2016-2020 годах будет осуществляться с сохранением ведущей роли бюджетного финансирования за счет усиления взаимосвязи объема выделяемых финансовых средств с результатами деятельности организаций, посредством внедрения индикативного среднесрочного программно-целевого планирования и финансирования.
Здравоохранением республики будет обеспечиваться оказание необходимого объема качественной медицинской помощи каждому жителю независимо от его места проживания. Многие виды высокотехнологичной помощи станут обычной практикой в регионах: кардиохирургические вмешательства, эндопротезирование суставов, трансплантация органов и тканей.
Введение в строй диагностических подразделений (молекулярно-генетической лаборатории канцерогенеза и центра позитронно-эмиссионной томографии) в РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова позволит вывести диагностику опухолей, мониторинг и индивидуализацию химиотерапии злокачественных новообразований на качественно новый, экономически обоснованный уровень и обеспечит персонификацию лечебной стратегии.
Кроме того, планируется введение (строительство) новых объектов, в том числе учреждений здравоохранения во вновь отстроенных районах городов (детская и многопрофильная поликлиники в микрорайонах г. Минска, поликлиника в г. Гродно), строительство спального корпуса центра медицинской реабилитации для детей с психоневрологическими заболеваниями в г. Бресте, диспансерного корпуса ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н.Александрова»; продолжение работ по реконструкции и модернизации зданий больниц в регионах.
Начата реализация мероприятий Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Беларуси 2016-2020» и др., направленных на усиление профилактической составляющей здравоохранения и борьбу с неинфекционными заболеваниями при широком вовлечении населения и общественных организаций в формирование здорового образа жизни.
Реализация Государственной программы, расширение использования результатов научных разработок в практическом здравоохранении будут способствовать существенному улучшению качества профилактики, диагностики и лечения заболеваний, экономическому эффекту вследствие снижения трудопотерь, достижению к 2020 году увеличению ожидаемой продолжительности жизни до 74,6 лет. Ожидаемая продолжительность жизни является расчетным показателем и зависит от численности населения, общей смертности, младенческой смертности, количества рождений вторых и третьих детей. Чем больше численность населения, ниже уровень общей смертности и младенческой, тем выше ожидаемая продолжительность жизни.
Продолжиться поэтапный переход к общеврачебной практике с внедрением организации работы участковой службы по принципу врача общей практики, «команды» (врач, помощник врача по амбулаторно-поликлинической помощи, медицинская сестра).
Планируется усилить финансовое обеспечение системы здравоохранения за счет привлечения внебюджетных средств и инвестиций в отрасль, развития государственно-частного партнерства, платных медицинских услуг, расширения экспорта медицинских услуг, добровольного медицинского страхования.
Будет завершена информатизация организаций здравоохранения, в т.ч. внедрены телекоммуникационные технологии контакта с пациентом, включая электронный рецепт и электронную карту пациента.
Создание широкой сети обучающих симуляционных центров, работающих по единым стандартам и инновационным технологиям, позволит обеспечить качественную практическую подготовку медицинских работников.
Продолжится работа по эффективному и рациональному использованию имеющихся ресурсов отрасли: оптимизация коечного фонда и сети организаций здравоохранения, широкое внедрение стационарозамещающих технологий, улучшение материально-технического и кадрового обеспечения.
Для улучшения динамики демографической ситуации и улучшения здоровья населения необходимо обеспечить:
- снижение заболеваемости онкологическими и неинфекционными социально значимыми болезнями; а также смертности лиц трудоспособного возраста;
- уменьшить распространение хронической патологии и факторов риска для здоровья (курение, пьянство и алкоголизм, наркомания, гиподинамия, несбалансированное питание);
- устранить разницы в уровне продолжительности жизни и состояния здоровья городского и сельского населения;
- создать целостной системы управления качеством медицинской помощи на основе стандартизации, использования доказательных технологий, системы показателей качества и методики их оценки;
- развитие профилактического направления в системе здравоохранения, усиление мер ответственности за укрепление здоровья на индивидуальном, национальном, региональном и местном уровнях;
Решение указанных задач позволит улучшить здоровье и качество жизни населения.
Предполагается к 2020 году обеспечить выполнение следующих показателей:
- Ожидаемая продолжительность жизни 74,6;
- Суммарный коэффициент рождаемости 1,75;
- Коэффициент младенческой смертности 3,4;
- Детская смертность до 40,5.
В целях повышения ожидаемой продолжительности жизни основные усилия необходимо направить на снижение смертности населения в трудоспособном возрасте и, прежде всего, от внешних, предотвратимых причин – несчастных случаев на производстве и в быту, отравлений алкоголем и травм, как одной из главных причин ее снижения в нашей стране. Упор должен быть сделан на профилактические мероприятия по недопущению несчастных случаев на производстве, снижению вероятности повреждения здоровья работников, на устранение возможных производственных рисков, а также создание действенных механизмов стимулирования нанимателей к обеспечению безопасных условий труда.
Вторым по значимости направлением повышения ожидаемой продолжительности жизни является раннее выявление заболеваемости населения, прежде всего от болезней системы кровообращения, инфекционных и новообразований. Для этого необходимо активизировать работу по внедрению новых медицинских технологий, методов диагностики и лечения социально значимых заболеваний. Не менее важное направление деятельности — информационно-образовательная и пропагандистская работа по формированию здорового образа жизни, развитию самосохранительного поведения и потребности в занятиях физической культурой, спортом и туризмом. Следует также возродить систему санитарно-гигиенического просвещения и обучения граждан, обеспечить поддержку благотворительных акций и инициатив, ставящих своей целью укрепление здоровья населения.