Как не быть втянутым в неприятную историю, рассказывают правоохранители.
Помоги мне!
В оперативно-дежурную службу Ленинского РУВД Могилева обратился с заявлением 26-летний Андрей: кто-то заблокировал доступ к его учетной записи iCloud в iPhone, пишет СБ.
Для тех, кто не в курсе: iCloud — сервис мобильной фирмы Apple, хранящий фотографии, файлы, заметки, пароли и другие данные пользователя телефона, автоматически поддерживая их актуальность на всех устройствах.
Как выяснилось, недавно Андрей в одном из мессенджеров познакомился с девушкой, некоторое время с ней переписывался. После нескольких бесед виртуальная приятельница попросила молодого человека о помощи: мол, не может зайти в свою учетную запись в iCloud, чтобы выгрузить оттуда личные фотографии на телефон. Она убедила ничего не подозревавшего парня выйти из своей учетной записи, дала ему логин и пароль, чтобы через свой гаджет он мог зайти в ее iCloud и помочь ей. Какой же истинный джентльмен откажется выручить представительницу прекрасного пола?!.
— Парень послушно ввел все необходимые данные, после чего ему нужно было указать код, который пришел на мобильный телефон девушки, — рассказывает официальный представитель Ленинского РУВД Могилева Елена Симонова. — Невидимая собеседница сообщила его Андрею в мессенджере. А вскоре показала свой истинный нрав, заявив, что теперь смартфон парню не принадлежит, пока он не заплатит 500 рублей. Именно за такую сумму незнакомка обещала дать Андрею возможность выйти на своем устройстве из ее учетной записи. Деньги девушка потребовала перевести на ее банковскую карту.
«Шерше ля фам»
Как рассказала Елена Симонова, случай этот не единичный. Подобное произошло с еще одним 24-летним могилевчанином: его телефон тоже был заблокирован новой знакомой из мессенджера, которая действовала по аналогичной мошеннической схеме и потребовала у молодого человека за восстановление доступа к гаджету 400 рублей.
Третий могилевчанин, 20-летний парень, тоже пришел в отделение по борьбе с киберпреступностью с заблокированным телефоном. Легко догадаться, что произошло это после общения с виртуальной «прелестницей».
Три случая за непродолжительное время только в одном районе Могилева! Конечно, по стране жертв нового вида преступления в разы больше.
Считается, что самая уязвимая категория для таких мошенников — люди пожилые, доверчивые, плохо разбирающиеся в работе гаджетов. Однако аферисты — опытные психологи. Умеют сыграть и на интересе молодежи к противоположному полу, и на детской общительности, непосредственности.
Как рассказала официальный представитель управления Государственного комитета судебных экспертиз по Могилевской области Ирина Рачковская, недавно мошенники развели десятилетнего мальчика: предложили ему заработать денег, протестировав новую игру. Для скачивания файла юному жителю Быхова порекомендовали отключить антивирусную программу и осуществить общий доступ к своему компьютеру, что он и сделал. После этого школьник утратил доступ к гаджету и аккаунту в почтовом ящике. За восстановление злоумышленник потребовал у ребенка игровой нож стоимостью 15 долларов.
«И где же мой телевизор?»
Специалисты рекомендуют держать нос по ветру: отслеживать новые мошеннические схемы, появляющиеся в соседних странах, — велика вероятность, что в ближайшее время они доберутся и до нас. К примеру, недавно в России возник еще один вид развода. В данном случае человека не просят о переводе денег, а наоборот, дают их ему.
На карточку парня неожиданно пришло 30 тысяч российских рублей (около 1100 белорусских). Он очень удивился: откуда? А вскоре нашелся «владелец денег», который позвонил молодому человеку и сказал, что эта сумма была отправлена ему ошибочно. Телефонный собеседник попросил получателя денег вернуть их на его карточку (реквизиты он укажет), а за хлопоты оставить себе 5 тысяч российских рублей (чуть больше 180 белорусских). Обрадовавшийся парень выполнил все указания. Прошло три дня — снова непонятный звонок. Разгневанный собеседник вопрошал: «Ну и где мой телевизор?..» Оказывается, мошенники каким-то образом узнали реквизиты карточки парня и дали их мужчине, пожелавшему купить телевизор, а заодно поделились и номером телефона «продавца», ничего не подозревавшего о сделке. Покупатель внес предоплату и стал дожидаться доставки телевизора, однако тщетно. При этом денежки уже ушли в неизвестном направлении. Получается, посторонний человек невольно стал сообщником аферистов: куда-то перевел большую часть суммы, полученной за товар, «обязательств» не выполнил и еще 5 тысяч себе оставил.
А чтобы не дать втянуть себя в неприятную историю, парню достаточно было предложить сообщившему об ошибочном переводе денег пойти в банк и сделать отмену.
Роман РОМАНЕНКО, начальник управления по противодействию киберпреступности, полковник милиции:
— Помните, сам злоумышленник без вашей помощи не способен своими действиями заблокировать iCloud, у него технически нет такой возможности. Доступ к хранилищу может быть временно ограничен только в результате действий его владельца — выхода из своей учетной записи. В подобных ситуациях нужно обращаться к официальной службе поддержки Apple. Ни в коем случае не переводите деньги незнакомым собеседникам — нет гарантии, что после получения вознаграждения они выполнят свои обещания. Более того, требовать деньги мошенники могут неоднократно.
Не паникуйте, если с вами такое случилось, сразу же сообщите о происшествии в милицию. Не верьте незнакомым людям, которые просят вас о подобной услуге: скорее всего, с вами переписывается злоумышленник, его цель — легкий заработок.
Если же кто-то перевел вам деньги «по ошибке», пусть сам и решает, как вернуть их обратно.
Не стоит возвращать денежные средства на чью-то карточку: по всей видимости, она принадлежит злоумышленнику.
https://grodnonews.by/news/bezopasnost/prodvinutye_moshenniki_pridumyvayut_vse_novye_formy_razvoda.html