Российская вакцина Sputnik V сегодня используется почти в 70 странах, она стала первой в мире зарегистрированной вакциной против COVID-19, но ее внедрение замедлилось по ряду причин, и она еще не получила одобрения ВОЗ. Один из самых уважаемых научных журналов в мире Nature (импакт-фактор более 40) опубликовал статью об этом препарате.
Вакцина Sputnik V, также известная как Gam-COVID-Vac, была предметом восхищения и споров с того момента, когда российское правительство разрешило ее использование в прошлом году, еще до того, как были опубликованы результаты испытаний ранней фазы. Данные из России и многих других стран свидетельствуют о том, что этот препарат безопасен и эффективен, но остаются открытыми вопросы о качестве эпиднадзора за возможными редкими побочными эффектами.
Sputnik V стал первой вакциной против COVID-19, зарегистрированной для использования в какой бы то ни было стране, с тех пор ее применение одобрено в 67 странах, включая Бразилию, Венгрию, Индию и Филиппины. Но вакцина (как и ее однокомпонентный вариант Sputnik Light) пока не получила разрешения для экстренного применения от ВОЗ или Европейского агентства по контролю за лекарственными средствами (EMA). Одобрение ВОЗ имеет решающее значение для широкого распространения в рамках инициативы по глобальному доступу к вакцинам от COVID-19 (COVAX), которая предусматривает возможность поставок препарата в страны с низким уровнем дохода.
Разработанная учеными из Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи в Москве вакцина была разрешена к применению Минздравом России 11 августа 2020 года более чем за месяц до публикации результатов испытаний 1-й и 2-й фаз и даже до начала 3-й фазы.
Научное сообщество настороженно отнеслось к новости о регистрации вакцины. «Если правительство собирается одобрить вакцину до того, как станет известно о результатах испытания, это не укрепляет доверия к ней», — высказался эпидемиолог Майкл Тул из Института Бернета в австралийском Мельбурне.
Тем не менее часть опасений развеялась, когда результаты 3-й фазы испытаний (опубликованы разработчиками вакцины в феврале) показали, что она на 91,6 % эффективна в предотвращении заболевания COVID-19 и на 100 % защищает от тяжелого течения инфекции. И все равно нашлись ученые, которые раскритиковали авторов за то, что они не предоставили доступ к полным необработанным данным ранних стадий испытаний, а также выразили обеспокоенность по поводу изменений в протоколе введения вакцины и несоответствий в данных.
Авторы парировали, что они предоставили регулирующим органам все данные, необходимые для получения одобрения, и что сведений, включенных в статью, достаточно для того, чтобы подтвердить заявленную эффективность вакцины. Они также рассмотрели претензии по поводу протокола исследования и заявили, что числовые несоответствия были «простыми опечатками, которые формально легко исправить».
Несмотря на отсутствие одобрения со стороны EMA или ВОЗ, несколько стран, включая Южную Корею, Аргентину и Индию, уже производят Sputnik V. Индия планирует выпустить не менее 850 млн доз, чтобы ускорить вакцинацию своего населения. Многие другие страны, такие как Венгрия и Иран, импортируют Sputnik V, он стал ключевым элементом их прививочных кампаний.
Путь этот не был гладким. Регулирующие органы Бразилии в апреле отклонили заявку на импорт Sputnik V из-за опасений по поводу отсутствия данных о безопасности, качестве и эффективности. Решение было отменено в июне, но вакцина была одобрена только для здоровых взрослых.
Два вирусных вектора лучше, чем один?
Sputnik V — вакцина на основе аденовируса, в ней используется сконструированный аденовирус (вирусы этого семейства, как правило, вызывают только легкие заболевания) в качестве механизма доставки для встраивания генетического кода «шипового» белка SARS-CoV-2 в клетки человека.
Этот препарат аналогичен вакцинам Oxford/AstraZeneca и Johnson & Johnson. Но вместо одного сконструированного аденовируса, как в этих двух вакцинах, Sputnik V использует разные аденовирусы — rAd26 и rAd5 — для первой и второй доз соответственно.
Дмитрий Кулиш, исследователь биотехнологий из Сколковского института науки и технологий в Москве, говорит, что научное обоснование такой технологии заключается в повышении эффективности. По его словам, два аденовируса имеют несколько различающиеся методы введения своего генетического материала в клетку-хозяина, что теоретически повышает вероятность успешной доставки вирусного генетического материала туда, где он должен быть.
В двух предварительных исследованиях разработчиков вакцины (результаты опубликованы в сентябре 2020 года) приняли участие 76 здоровых взрослых, которые получили две дозы с разными вирусными векторами с интервалом в три недели. У всех участников вырабатывались антитела к белку «шипа» SARS-CoV-2, также сообщалось о побочных эффектах, в основном о легкой боли в месте инъекции, лихорадке, головной боли, усталости и мышечных болях — впрочем, такие побочные эффекты типичны и для других вакцин против SARS-CoV-2.
В исследовании третьей фазы, результаты которого опубликованы в промежуточной форме в феврале, случайным образом были отобраны 14 964 взрослых, им введены оба компонента вакцины, а 5 476 человек получили плацебо. Только у 16 участников в группе вакцины развились симптомы COVID-19 по сравнению с 62 в группе плацебо, что составляет эффективность вакцины в 91,6 %. Кроме того, в группе вакцинированных не зарегистрировано случаев заболевания средней и тяжелой степени тяжести, а в группе плацебо таковых было 20.
Согласно апрельскому пресс-релизу НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи, неопубликованные данные о 3,8 млн россиян, вакцинированных двумя дозами, также указывают на эффективность в 97,6 %. Данные, опубликованные Минздравом ОАЭ в отношении 81 тысячи человек, получивших две дозы вакцины, показали эффективность 97,8 % в предотвращении симптоматического COVID-19 и 100 % эффективности в предотвращении тяжелого течения заболевания.
По результатам исследования 3-й фазы в России даже одна доза оказалась на 73,6 % эффективна в предотвращении заболевания тяжелой и средней степени тяжести. Это привело к тому, что в мае российские органы здравоохранения одобрили однокомпонентную вакцину Sputnik Light, в которой используется вектор rAd26, на основе данных собственной программы вакцинации, которые показали, что ее эффективность в предотвращении симптоматических заболеваний составляет 79,4 %.
Позднее еще не опубликованное исследование Министерства здравоохранения Аргентины с участием 40 387 вакцинированных и 146 194 невакцинированных в возрасте 60–79 лет показало, что однократная доза Sputnik Light снизила симптоматические проявления инфекции на 78,6 %, количество госпитализаций на 87,6 % и смертность — на 84,7 %.
Вопросы о побочных эффектах
Ситуация с побочными эффектами Sputnik V также становится яснее. Исследования, проведенные на данный момент, показывают, что они аналогичны тем, что наблюдались у других аденовирусных вакцин, за исключением случаев тромбозов. В отношении вакцин Oxford/AstraZeneca и Johnson & Johnson таковые, пусть и крайне редко, упоминались. Однако никаких сообщений о подобных последствиях от органов здравоохранения России или других стран, использующих Sputnik V, не поступало.
В предварительном отчете из итальянской больницы в Буэнос-Айресе (Аргентина) не сообщается о случаях нарушения свертываемости крови или нежелательных явлениях, представляющих особый интерес, среди 683 медицинских работников, вакцинированных Sputnik V. Анализ 2,8 млн доз Sputnik V, введенных в Бразилии, продемонстрировал отсутствие смертей, связанных с вакцинацией, и в основном только легкие побочные эффекты. Кроме того, опубликованный в мае препринт исследования в Сан-Марино не показал серьезных побочных эффектов у 2 558 взрослых, получивших одну дозу Sputnik V, и у 1 288 человек, получивших две дозы.
Вирусолог Элисон Кельвин из Университета Далхаузи в Галифаксе (Канада) говорит, что существует теория о том, что нарушение свертывания крови связано с вирусно-векторными вакцинами, но уточняет: «Я не думаю, что у нас есть точное объяснение того, какой компонент этих вакцин вызывает данное явление, и того, касается ли это Sputnik V». Она отмечает, что хотя в исследовании 3-й фазы участвовало всего 21 977 человек, то есть слишком мало, чтобы выявить редкие побочные эффекты, в настоящее время вакцина широко используется во всем мире, а это означает, что такого рода сообщения должны были бы появляться, имей они место на самом деле.
Те редкие эффекты, которые были связаны с вакциной Oxford/AstraZeneca, впервые были выявлены в ходе мониторинга побочных эффектов в Австрии, что побудило EMA пересмотреть безопасность вакцины. Но мониторинг неблагоприятных реакций в России может быть менее эффективным, по мнению Дмитрия Кулиша, отчасти из-за культурного сопротивления обращению за медицинской помощью. «Большинство россиян вызовут доктора только тогда, когда больше не смогут дышать», — шутит он. Однако Аргентина, по его словам, не сообщала о каких-либо нарушениях свертывания крови, несмотря на получение более четырех миллионов доз вакцины. Сербия, которая также широко использует Sputnik V, до сих пор не заявляла ни об одном случае нарушения свертывания крови, которые проявились тем не менее при применении других аденовирусных вакцин.
ВОЗ и EMA тянут с одобрением Sputnik V
Ученые говорят, что опасения по поводу мониторинга побочных эффектов могут быть причиной того, что ВОЗ и EMA еще не выдали разрешение на чрезвычайное использование российской вакцины. ВОЗ запросила дополнительные данные у НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи, в настоящее время агентство инспектирует российские предприятия по производству вакцин и объекты для проведения клинических испытаний. Уже проверено девять объектов, ВОЗ выразила озабоченность по поводу одного производственного объекта. Аналогичным образом EMA относит разрешение на вакцину как находящееся на «скользящем рассмотрении».
Разработчики Sputnik V обвинили Евросоюз в предвзятости, сославшись на комментарий комиссара ЕС по внутреннему рынку Тьерри Бретона, сделанный в марте, о том, что ЕС «абсолютно не нуждается в Sputnik V».
Дмитрий Кулиш предполагает, что в EMA также существует позиция «про-Pfizer», которая мешает российской вакцине получить разрешение. Представитель EMA ответил на это предположение, указав, что «одни и те же стандарты» применяются ко всем заявителям на вакцину против COVID-19 «независимо от того, в какой части мира они находятся».
Майкл Тул высказывает подозрение, что главное беспокойство у EMA на самом деле вызывает то, что им не слишком комфортно оценивать надзор за побочными явлениями вакцинации в России.
Существуют также опасения по поводу Sputnik V в России, где наблюдается высокий уровень нерешительности в отношении вакцин против COVID. Опрос, проведенный в марте, показал, что 62 % россиян не планировали вакцинацию, однако в настоящее время страна вводит обязательные прививки для некоторых государственных и других работников, чтобы повысить уровень вакцинации. По состоянию на 28 июня около 15 % населения России, насчитывающего более 140 млн человек, получили одну дозу вакцины.
В странах, которые одобрили Sputnik V, в том числе в Аргентине, Венесуэле, России и Турции, проводятся несколько других исследований, которые должны помочь составить более точную картину безопасности и эффективности вакцины.
В тему
Напомним, что один из ведущих мировых медицинских журналов The Lancet в феврале 2021 года опубликовал промежуточные результаты третьей фазы испытаний «Спутника V».
Согласно опубликованным данным, вакцина обеспечивает 91,6 % эффективности против SARS-CoV-2. Уровень антител у добровольцев, которые привились «Спутником V», в 1,3–1,5 раза выше, чем у переболевших. Отмечалось также, что российская вакцина не привела к серьезным осложнениям и побочным эффектам. В основном у участников эксперимента наблюдались легкие гриппоподобные симптомы, боль в месте введения инъекции, кратковременное повышение температуры, а также слабость или снижение жизненного тонуса.
Государство Сан-Марино, расположенное в центре Италии, стало первой страной Европы, в которой удалось победить COVID-19. И помог в этом «Спутник V».
Институт социального обеспечения Сан-Марино 6 июля выступил с заявлением, что в стране не осталось ни одного жителя, зараженного коронавирусом. Министр по вопросам здравоохранения и социального обеспечения Роберто Чаватта отметил, что весной власти республики провели массовую вакцинацию российским препаратом «Спутник V»: именно его получили 85 % жителей.
Минздрав Аргентины опубликовал отчет о побочных эффектах применяемых в стране вакцин от коронавируса, включая «Спутник V».
В отчете сообщается, что на 2 июня в стране введено 12,8 млн доз, из них 6,96 млн — российский «Спутник V», 2,3 млн — препарат AstraZeneca и 3,5 млн — вакцина китайской компании Sinopharm. На «Спутник V» пришлось 194 случая значимых побочных эффектов (2,78 случая на 100 тысяч инъекций), на вакцину AstraZeneca — 71 (3,07 на 100 тысяч), Sinopharm — 42 случая (1,19 на 100 тысяч).
Появление побочных эффектов после применения «Спутника V» зафиксировано лишь у 0,55 % провакцинированных. Ситуации, когда потребовалась госпитализация, возникали всего в 0,0027 % случаев (27 случаев на миллион вакцинированных).
У привившихся «Спутником V» чаще всего наблюдались следующие реакции: головная боль с миалгией или астенией (219,37 на 100 тысяч), жар с головной болью и/или слабостью, и/или головокружением, и/или астенией (206,72 на 100 тысяч), реакция в месте укола с повышением температуры или без нее (55,9 на 100 тысяч). Менее чем в 50 случаях на 100 тысяч у привившихся зафиксировали (в порядке убывания): повышение температуры, боль в месте укола, расстройство желудка с температурой или без нее, аллергия, аденопатия, анафилактический шок (всего 9 случаев из 6,96 млн), металлический привкус во рту (6 случаев из 6,96 млн). Еще 5 случаев отнесены к неопределенным (прямая причинно-следственная связь с введением вакцины не установлена): у двух человек проявился синдром Гийена — Барре, еще у двух — тромбоцитопения и у одного — перикардит.
Прививали в первую очередь медперсонал, поэтому уровень системы наблюдения за побочными эффектами был достаточно высоким.