Травматизм в структуре заболеваемости детей в возрасте 0 – 17 лет устойчиво занимает второе место, уступая болезням органов дыхания. Наиболее высокий уровень травматизма среди детей школьного возраста.
В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет, что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю. Причем с возрастом количество травм увеличивается, достигая наибольших значений у детей 11-14 лет.
Классификация детского травматизма: школьный, бытовой, уличный и спортивный.
Риск возникновения травм обусловлен:
- недисциплинированностью детей;
- неумением распознавать травмоопасную ситуацию;
- отсутствием необходимых навыков поведения;
- недооценкой степени опасности внезапно возникшей ситуации;
- физической слабостью;
- определенными особенностями развития.
Следует отметить, что чаще всего травмируются гиперактивные дети и дети, воспитывающиеся в условиях гипер- и гипоопеки. В 15% случаев основной предпосылкой получения травм детьми являются их индивидуально-психологические особенности. Не только преобладание возбуждения над торможением (усталость, нервозность, импульсивность), но и, наоборот, преобладание торможения над возбуждением, инертность нервных процессов могут привести к получению травмы. Эмоционально неустойчивые, импульсивные дети гораздо чаще получают травмы, чем их спокойные и уравновешенные сверстники.
Причины травмирования детей и подростков можно условно объединить в три группы:
- поведение самого ребенка, получившего травму;
- действия окружающих сверстников;
- действия взрослых, находившихся в окружении пострадавшего ребенка.
Травмы, обусловленные поведением пострадавшего ребенка, чаще всего происходят при проведении подвижных игр, на ход которых оказывает влияние трудносдерживаемого стремления к достижению наилучшего результата, а также соревновательный момент игры. Спешка – еще одно эмоциональное состояние, которое может дезорганизовать деятельность (желание первым попасть на завтрак в школе, в раздевалку, на улицу во время перемены и т.д.). С возрастом частота травм по вине самих пострадавших увеличивается, т.к. с развитием ребенка расширяется сфера его самостоятельной деятельности.
Травмы вследствие неправомерных действий сверстников (треть от всех детских травм) чаще возникают во время игры сверстников (20%) либо непреднамеренно вне игры (30%), как правило, не замечая их (например, наталкиваются на других во время активных игр, бега). Отмечена тревожная тенденция увеличения количества травм, полученных подростками в результате драк.
Травмы вследствие недосмотра взрослых можно разделить на две группы:
- Травмы, возникающие у детей в период нахождения в учреждении образования. Большинство повреждений школьники получают во время перемен. В коридорах после урока одномоментно скапливается большое количество детей, они бегают, выплескивая скопившуюся за урок энергию, сталкиваются, падают – травмы неизбежны. Также есть вероятность получить травму на уроках физкультуры, трудового обучения, физики или химии. Эти случаи обусловлены в основном недосмотром взрослых и в ситуациях, когда дети нарушают правила безопасности в учреждениях образования.
- Около 25% от общего количества травм связаны с действиями либо бездействием взрослых, в т.ч. родителей. В большинстве случаев такие травмы обусловлены недосмотром за детьми и отсутствием контроля за их поведением. Иногда даже на полностью исправном оборудовании на детской площадке озорной ребенок может получить серьезную травму или ненамеренно травмировать других. Необеспечение безопасной среды также относится к наиболее распространенным ошибкам родителей.
Поскольку взаимосвязь между возникновением травм и индивидуально-психологическими особенностями детей очевидна, профилактическую работу целесообразно проводить с учетом этих особенностей.
Основные формы профилактики детского травматизма в школе:
- инструктирование по технике безопасности и педагогов, и учащихся;
- регулярное проведение бесед с учащимися с использованием таких наглядных пособий как кинофильмы, телевизионные передачи, просмотр видеофильмов по данной тематике;
- определение графика дежурства учителей и учащихся старших классов в коридорах и рекреациях школы;
- осуществление ежедневного контроля соответствия условий обучения, в том числе спортивных сооружений, санитарно-эпидемиологическим требованиям;
- развитие координации движения у обучающихся, владения своим телом;
- недопущение расположения в виде украшений на лестничных пролетах тяжелых картин, эстампов, зеркал и кашпо с растениями;
- ограждение нагревательные приборов съемными решетками.
Не менее важными для профилактики детского травматизма являются:
- соблюдение требований к обуви и одежде: обувь не должна стеснять стопу, следует выбирать легкую и удобную. Как в одежде, так и в обуви следует избегать различных металлических включений (застежка, пряжки, и пр.), которые могут быть причиной всякого рода повреждений; использование на уроках физкультуры, во время занятий спортом только спортивной обуви;
- применение специальных наконечников, налокотников, голеностопников для предупреждения травм при игре в волейбол, футбол, при катании на велосипедах, самокатах и др. средствах передвижения;
- ограждение зон повышенной опасности;
- проведение мероприятий по благоустройству территории и здания, обустройству дорожно-уличной сети;
- производство детской одежды, обуви, портфелей и рюкзаков с использованием световозвращающих элементов.
Детский травматизм и меры по его снижению